8 (925) 538-10-32
Пн-Сб: с 10-00 до 20-00
Вс: с 11-00 до 20-00
Ваша корзина:
В корзине пока нет товаров
Каталог товаров
Диаметр колеса
Цвета
  • Белый
  • Зеленый
  • Красный
  • Розовый
  • Голубой
  • Желтый
  • Золотой
  • Коричневый
  • Сиреневый
  • Черный
  • Черно-белый
  • Черно-красный
  • Синий
  • Оранжевый
  • Серый
Главная » Покупателю » Избавляемся от скрипа в тормозах

Избавляемся от скрипа в тормозах

В этой статье мы подробно разберем механизм работы дисковых тормозов, причины скрипа, эффективные способы и инструменты их устранения.

Сначала остужаем

Когда дисковые тормоза останавливают колесо, они одновременно превращают его энергию и скорость в тепло. Тормозное устройство (и ротор, и колодки, и тормозная жидкость) почти мгновенно нагревается до высокой температуры. Поэтому прежде чем браться за работу, надо дать ему остыть. Если вы только что слезли с велосипеда, подождите две-три минуты. И после этого переходите к следующему пункту.

Работаем без перчаток

Перед ремонтом как следует почистите тормозное устройство, сняв колесо. Для этого смочите чистую тряпку растворителем на основе спирта (убедитесь, что в нем нет бензина или масла).

Чистить ротор лучше без рабочих перчаток: часто они бывают засалены прежними работами. Это чревато попаданием остатков масла в тормозное устройство.

Гидравлика и механика: в чем разница?

У скрипа в тормозах бывают разные причины. Они напрямую зависят от устройства тормозной системы. Чтобы это понять, нужно разобраться в устройствах велотормозов.

  • В гидравлической системе при нажатии ручки тормоза мы сжимаем шток, который, в свою очередь, сдавливает тормозную жидкость. Усилие передается поршням, которые и сжимают колодки.
  • В механической системе при нажатии ручек натягивается трос, который подводит колодки к ободу колеса. При этом создается неравномерное усилие.

Возможно, причина на поверхности

Чаще всего причина скрипа в тормозах кроется не в них, а в колесе: неправильная установка или небольшая восьмерка влекут за собой неприятные звуки.

Чтобы проверить правильность установки, снимите переднее колесо и внимательно осмотрите дропауты (пазы на велосипедной вилке, в которые вставляется ось колеса) и саму ось. Убедитесь, что на них нет сколов, грязи, мусора, вмятин.

Как показывает практика веломастеров, в 70% случаев скрип в тормозах после очистки и выравнивания прекращается. Когда колесо стоит ровно, колодки равноудалены от обода и не производят лишнего шума.

Проверяем ротор

Вторая по популярности причина скрипа в тормозах кроется в роторе. На всякий случай затяните его покрепче. Для этого потребуется ключ «звездочка» Torx T-25 и небольшое усилие.

Вообще, регулярно проверять болты ротора очень полезно для профилактики «велоболезней». Делайте это хотя бы раз в месяц (летом, на пике сезона, можно и почаще).

Качество колодок

Еще одна популярная причина скрипа — износ колодок. Его скорость напрямую связана с материалом: различают органические (Resin), металлические (metallic / semi-metalic) и керамические (semi-ceramic) колодки.

Органика — самый мягкий и податливый материал. Колодки из него практически бесшумны, но истираются очень и очень быстро. К тому же они отлично впитывают влагу и масло, которые снижают качество резины. За их чистотой нужно следить особенно тщательно. Если ваши колодки сделаны из органического материала, протрите их. Возможно, шум исчезнет.

Металлические и полуметаллические колодки ставятся специально для катания по грязи. Они существенно жестче, подвержены коррозии и производят гораздо больше шума (особенно если на них грязь или следы ржавчины). Их постоянно нужно протирать и смазывать.

Керамика — самый жесткий материал. Керамические колодки изнашиваются дольше всех, стойко выдерживают высокую влажность и температуру. Однако, и у них есть минус: с ними быстро изнашивается ротор. Чем чаще и мощнее вы тормозите (например, если предпочитаете экстремальное трюковое катание), тем чаще нужно проверять устройство.

Ширина колодок

Если вы затянули ротор, почистили колодки, поправили колесо, но шум не прекратился, стоит проверить ширину колодок. Идеальное расстояние между ними на полмиллиметра больше, чем толщина ротора.

Когда колодки расположены слишком широко, шум вас беспокоить не будет, но торможение станет совсем слабым. Это очень опасно при любом типе катания. Чтобы исправить проблему, снимите колесо и сильно сожмите ручки тормоза. Они сойдутся ближе, после чего колесо можно вернуть на место. Не переборщите: есть опасность, что поршни выйдут из клипера. Еще один способ вернуть на место колодки дисковых тормозов — это долить в расширительный бачок тормозную жидкость.

Если колодки расположены слишком узко, то они, скорее всего, будут скрипеть. Чтобы раздвинуть их, возьмите чистую отвертку, аккуратно вставьте ее между колодкой и ротором, раздвиньте колодки чуть шире. Проследите за тем, чтобы абразивный слой колодок остался цел: его повреждения заметно сказываются на качестве торможения и скорости износа.

Есть еще один быстрый и точный способ выставить ширину: поставьте между колодками и ротором пластиковую карту. Медленно покрутите колесо, понажимайте тормозные ручки и уберите карту. После этого колодки должны встать идеально.

Ротор-убийца

Ротор — самый проблемный и опасный элемент велосипеда. За год он умудряется повлечь столько травм, сколько не было за всю историю самого опасного поворота на велотреке А-Line в Вистлере. Каждый год несколько человек лишаются отпечатков пальцев из-за неправильно обращения с этим устройством. Чтобы избежать этого, запомните одно простое правило: никогда не лезьте к ротору, когда крутится колесо. Даже профессиональные механики забывают про этот важный момент технической безопасности.

Тем не менее работать с ротором придется: он всегда должен находиться строго по середине прорези калипера в течение полного оборота колеса. Если в каком-то месте он задевает колодку, выгните его в обратную сторону. Не делайте это сгоряча: подождите, когда колесо остановится полностью.

Обычно для этой операции достаточно собственных рук или разводного ключа, но если вы боитесь за пальцы и за свое хладнокровие, воспользуйтесь специальными инструментами, которые продаются в веломагазинах: Park-Tool и Super-B.

Помните, что ротор — гибкое устройство. Выгибайте его медленно и аккуратно.

Покосившийся калипер

Если неприятные звуки убрать не удалось, возможно, ваш калипер установлен неправильно, и причина скрипа кроется в нем. Чтобы проверить это, выньте колодки и посмотрите, насколько равномерно истирается абразивный слой. Если где-то он стерт больше, то калипер стоит криво, и его нужно выправлять.

Перед тем, как приниматься за дело, выровняйте наждачкой абразивный слой на обеих колодках и поставьте их обратно. Теперь вы должны увидеть, насколько неровно установлено устройство.

Чтобы выровнять его, ослабьте крепление и несколько раз сожмите тормозной рычаг. После этого еще один раз сильно сожмите ручку и зафиксируйте в этом положении с помощью собственной руки или резинки.

Теперь очень медленно затягивайте болты калипера. Достаточно шага в четверть оборота — это очень чувствительное устройство, и если вы перестараетесь, то оно сместится в другую сторону. Все придется делать заново.

Калипер стоит ровно, когда колодки с равной скоростью сжимают обод.

Напоследок напоминаем вам самые важные моменты алгоритма регулировки тормозов:

  • Не лезьте в дебри и начните с простого: убедитесь, что устройство чистое, а дропауты, оси и эксцентрики в порядке.
  • Проверьте, насколько туго закручен ротор.
  • Проверьте степень износа колодок.
  • Если причина не найдена, отрегулируйте колодки и ротор.

И помните, что не всегда все можно исправить руками. Срок службы велосипедных узлов заканчивается, и, возможно, что-то придется заменить. 

Задать вопрос