8 (925) 538-10-32
Пн-Сб: с 10-00 до 20-00
Вс: с 11-00 до 20-00
Ваша корзина:
В корзине пока нет товаров
Каталог товаров
Диаметр колеса
Цвета
  • Белый
  • Зеленый
  • Красный
  • Розовый
  • Голубой
  • Желтый
  • Золотой
  • Коричневый
  • Сиреневый
  • Черный
  • Черно-белый
  • Черно-красный
  • Синий
  • Оранжевый
  • Серый
Главная » Покупателю » Настройка заднего переключателя

Настраиваем задний переключатель

Переключатели скоростей имеют простую конструкцию, которой не нужно бояться. Вы вполне можете разобраться в ней за несколько минут и после этого проводить настройку самостоятельно c помощью нескольких простых инструментов.

Механизм переключения строится на ослаблении и натяжении тросика, который двигает переключатель. Натягивает и ослабляет его ручка переключателя, расположенная на руле велосипеда. Это простейшая конструкция.

Если скорости меняются туго, нужна настройка переключателя. Как правило, она начинается с заднего устройства, которое отвечает за маленькую звезду.

Устройство заднего переключателя скоростей

Диагностика проблемы

Прежде, чем приступать к настройке, убедитесь, что переключатель не погнут. Это одна из самых хрупких конструкций всего «велосипедного тела». Она часто подвергается ударам, так как заметно выпирает.

После сильного удара переключатель прогибается по направлению к спицам. Иногда он попадает прямо в них. В лучшем случае это заканчивается поломкой переключателя и его держателя (петуха), в худшем ломаются несколько спиц. Если их много, колесо приходится менять.

Бывает и хуже: в некоторых велосипедах нет петуха-держателя. Переключатель путается в спицах, сгибает дропауты вилки (они держат колесо) и приводит к поломке рамы. Тогда уже проще поменять весь велосипед.

Чаще всего переключатель прогибается несильно: определить правильность положения можно, если посмотреть на него сзади. Направляющие ролики должны лежать в одной плоскости: то есть, цепь при виде сзади должна двигаться строго вертикально.

Если переключатель все-таки погнут, руками на колесе его лучше не исправлять. Снимите колесо и используйте специальный инструмент для выпрямления петуха. Он обеспечивает ровно то усилие, которое требует ситуация. Переборщить с ним не получится.

Ограничительные винты

Ограничительные винты — это два винта, ограничивающих диапазон действия переключателя скоростей и предотвращаюших соскакивание цепи. Буквой H (high) обозначается винт для высоких передач, а буквой L (low) — для низких.  Чаще всего они находятся в задней части параллелограмма.

Кстати, у старых моделей обозначений не было, поскольку концы винтов были видны всегда: при повышении передачи винт H отчетливо упирался в механизм переключения.

Если ослабить винты, можно настроить переключатель на работу в большем диапазоне, если затянуть, то в меньшем. Обычно ограничительные винты настраиваются сразу после покупки велосипеда и возвращаться к ним в последствии не требуется. Исключение — серьезный прогиб переключателя или петуха.

При настройке винтов обратите внимание, что они не очень чувствительны. Смело крутите их на пол оборота за одно движение. Самым важным моментом является настройка винта L, потому что именно он предотвращает попадание цепи в спицы заднего колеса.

Ограничитель высоких передач

Ограничительный винт для высоких передач

Ограничительный винт для высоких передач (H) мешает цепи соскочить с задней шестеренки и застрять между звездой и дропаутом. Если ограничитель высоких передач затянут слишком сильно, он помешает цепи спускаться на самую маленькую звезду.

В велосипедах последних двух-трех лет соскакивание цепи дополнительно предотвращает натягивающийся трос.

Чтобы отрегулировать H-винт, ослабьте натяжение троса, до максимума закрутите регулировочные барабаны на переключателе и рычаге, установите на звездах высшую передачу (цепь должна быть одета на самую большую звезду спереди и на самую маленькую звезду сзади). Настройте ограничитель так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с наименьшей звездой. Если крутить H-винт по часовой стрелке, рамка двигается в сторону больших звезд, против часовой — к наименьшим. После регулировки нужно снова хорошенько натянуть трос-предохранитель.

Проблемы с переключением скоростей редко связаны с ограничителем. Скорее всего, это следствие того, что погнут петух или переключатель.

Ограничитель низких передач

Ограничительный винт для переключения низких передач

L-винт мешает цепи соскользнуть с большой звезды и запутаться в спицах переднего колеса. Если винт будет затянут слишком слабо, это может закончиться серьезной аварией. Если он будет затянут сильно, для переброса цепи на самую большую звезду потребуются огромные усилия.

Чтобы настроить ограничитель низких передач поставьте цепь в положение самой низкой скорости (маленькая звезда спереди и большая сзади). Затем максимально расслабьте L-винт, чтобы дать переключателю полную свободу в этом направлении. Теперь переведите ролики переключателя в плоскость большой звезды и обратно закрутите винт.

Настройка троса переключения

Переключение на большие звезды осуществляется с помощью натяжения троса. Если смена высоких скоростей замедлена, трос затянут слабо. Переключение на маленькие звезды связано с ослаблением троса. Если маленькие скорости меняются с трудом, трос перетянут. 

Чаще всего проблемы со сменой скоростей вызваны дискретными переключателями: они постоянно требуют регулировки. О правильной работе системы свидетельствуют характерные щелчки, которые создаются при натягивании троса.

Если переключатели настроены верно, их нужно только немного регулировать раз в сезон или при замене троса.

Регулировка троса производится с помощью специального барабана, расположенного на одном из концов троса. Иногда барабанов два, и один из них можно настроить прямо во время движения. Чаще всего такая система встречается у горных велосипедов, где регулировочный барабан совмещен с рычагом переключения скоростей. У шоссейных велосипедов барабан может быть расположен в верхней части нижней трубы рядом с упором рубашки троса.

Между барабанами принципиальной разницы нет и настраивать можно любой из них.

Перед началом настройки переключитесь на наибольшую передачу (маленькая звезда сзади и большая спереди). Рычаг переключения при этом должен находиться в крайнем положении.

Затем переключаем скорости в обратном направлении, начиная с маленькой звезды. Если цепь не переходит на позицию выше, значит трос натянут слабо и регулировочный барабан нужно вращать против часовой стрелки. Рекомендуемый шаг — пол оборота. Перезатягивание барабана — частая ошибка. Она влечет за собой смещение всей цепочки переключений. Проблемы будут возникать при смене на крайние передачи, поэтому особенно важно сначала отрегулировать первые шаги переключателя.

РЕГУЛЯТОР НАТЯЖИТЕЛЯ («B-TENSION»)

Схема настройки регулятора натяжителя

В конструкции современного переключателя есть два рычага с пружинами, которые отвечают за натяжение троса. Нижний (A-pivot) поднимает рамку переключателя при перебросе цепи на маленькие звезды. Верхний B-pivot двигает рамку к большой звезде.

Чтобы передачи переключались быстро и плавно, натяжение пружин в рычагах должно быть сбалансировано. Чаще всего настраивается B-рычаг. Для его регулировки используется специальный инструмент, который в терминологии компании Shimano называется B-tension adjuster. Фактически с его помощью настраивается высота направляющего ролика или угол наклона цепи относительно этого ролика. Поэтому в англоязычной технической велолитературе встречается такая операция как «настройка угла цепи» или angle adjustment.

Перед тем, как регулировать натяжители, установите самую маленькую передачу. Ослабляя винт, вы поднимаете напраправляющий ролик вверх. Таким образом, натяжение цепи увеличивается, угол наклона цепи уменьшается. Растет качество переключения. При настройке убедитесь, что ролик переключателя не задевает звезды. Зазор должен составлять пол сантиментра.

Регулировать натяжитель нужно каждый раз при замене цепи. 

Задать вопрос