8 (925) 538-10-32
Пн-Сб: с 10-00 до 20-00
Вс: с 11-00 до 20-00
Ваша корзина:
В корзине пока нет товаров
Каталог товаров
Диаметр колеса
Цвета
  • Белый
  • Зеленый
  • Красный
  • Розовый
  • Голубой
  • Желтый
  • Золотой
  • Коричневый
  • Сиреневый
  • Черный
  • Черно-белый
  • Черно-красный
  • Синий
  • Оранжевый
  • Серый
Главная » Покупателю » Планетарные втулки

Планетарная втулка: преимущества и недостатки принципа работы

Планетарная втулка (или «планетарка») — это втулка с внутренним механизмом переключения передач. Передаточное отношение реализуется с помощью эпициклических и планетарных шестеренок, спрятанных в ее корпусе. Еще одно существенное отличие от привычной наружной системы — наличие только одной звезды.

Планетарная втулка не боится непогоды и грязи, но подходит не всем байкам: она включает меньше скоростей, чем наружный механизм, весит заметно больше, поэтому используется преимущественно на прогулочных велосипедах.

Устройство планетарной втулки

История планетарного переключения передач

Внутренние механизмы переключения передач гораздо старше внешних. Первые планетарные втулки аж в 1902 году были установлены на велосипеды английской компании Sturmey-Archer, которая несколько лет назад была куплена тайваньской корпорацией SunRace. Тогда это были 2 или 3-скоростные механизмы. Сегодня им на смену пришли 3, 5 и 8-скоростные устройства.

Всего пару лет спустя, в 1904 году планетарные втулки начала выпускать немецкая компания Sachs, которая сегодня входит в концерн SRAM. Сегодня они делают 3,5, 7-скоростные устройства.

Третий крупный производитель, который вышел на рынок сравнительно недавно — всем известная японская компания Shimano, которая специализируется на высококлассной велоатрибутике. На ее конвейерах производятся 3, 7, 8-скоростные механизмы.

Максимальное количество передач, которое может быть в планетарной втулке - 14 штук. (втулка Speedhub 500/14 фирмы Rohloff). Общий показатель результативности - 600%, что сопоставимо с хорошим горным велосипедом, оснащенным 24 или 27 передачами. Однако, такое устройство слишком много весит, чтобы использовать ресурс на максимум.

Самая совершенная планетарная втулка Speedhub 500/14 фирмы Rohloff

Преимущества планетарных втулок

Кроме защиты от грязи, можно говорить и о других преимуществах планетарных втулок:

  • Высокий срок службы деталей.
  • Передачи можно переключать, даже стоя на месте.
  • Используются классические цепи и звезды с большим запасом прочности и сроком службы.
  • Трансмиссия не обслуживается, поэтому готовить велосипед к сезону гораздо проще.
  • Планетарные втулки можно объединять с роллерными и втулочными барабанами, которые тоже оказываются защищены от грязи.

Минусы

  • Огромный вес: такие втулки в 2-4 раза тяжелее обычных.
  • Сложный механизм из шестеренок предполагает высокое трение, которое уменьшает КПД.
  • Невозможность реализации большого количества скоростей.

Использование

Эти недостатки привели к тому, что планетарные механизмы не используются в спортивных велосипедах. Их ставят на детские, прогулочные байки и модели начального уровня.

Особенно популярны планетарные втулки в Европе, где велосипед является повседневным транспортом вне зависимости от погоды. Жители Голландии, Германии, Скандинавии меняют по несколько велосипедов за сезон, поэтому не переживают о невозможности их обслуживания.

В России количество байков с планетарной втулкой очень незначительно.

Комбинированные переключатели передач

Компания SRAM попыталась объединить преимущества внутреннего и внешнего механизмов переключения передач. Так на велорынке появилось устройство SRAM DualDrive: трехскоростная планетарная втулка комбинируется классической 8 или 9-скоростной кассетой. Задний переключатель становится наружным. Система имеет огромный передаточный диапазон: 578%!

Передачи меняются одной рукой с помощью комбинированной манетки. За внешнее переключение отвечает устройство Grip Shift, за внутреннее - дополнительный рычаг.

Задать вопрос